Расцвет высококачественного звуковоспроизведения приходится на начало 70-х годов. Именно в это время выпускались наиболее "правдивые" акустические системы. Во вновь создаваемых усилителях упор делался на качество звучания, а не на объективные параметры электронного тракта. Потребитель, желая купить акустику, просил ее включить и просто слушал, не требуя документации или рекламных листовок. Он верил себе, верил своим ушам, а не рекламе. Он выбирал лучшее, а не дорогое; качественное, а не престижное.
Потом появился "Hi-End", и потребителя стали приучать к компромиссам. Лозунг "Хорошее не для меня" стал определяющим для большинства покупателей. Пытаясь получить больше за свои деньги, потребитель начал обращать внимание на марку, на престиж фирмы, на цифры, приведенные в рекламе.
Следует констатировать, что за последние 25 лет фирмы-производители активно поработали над "воспитанием правильного потребительского вкуса". Покупателей, способных принять ответственность выбора на себя, становится все меньше. Купить не лучше, а круче, вот основной критерий выбора для большинства современных покупателей.
Принцип первый. Не смотрите в документацию, не оценивайте внешний вид акустики. Просто включите ее, еще лучше - сравните несколько вариантов.
Принцип второй. Слушайте своими ушами, а не чужими. Опытные продавцы знают несколько секретов успешных продаж. Они умеют подготовить покупателя к конкретной покупке. Известно, что если потенциальный покупатель имеет возможность потрогать товар руками, ощутить его, то вероятность продажи возрастает. Если продавец в разговоре прикасается к покупателю, то вера покупателя в слова продавца увеличивается на 19%. Опытный продавец никогда не покажет вам то, что надо, с первого раза. Сначала вам предложат 2 ,3 изделия, которые вы забракуете. Это позволит вам почувствовать себя экспертом, а потом, вместе с "квалифицированным сотрудником фирмы", наконец-то, выбрать "именно то, что надо".
Принцип третий. Верьте себе. Человек в своей повседневной жизни подвержен трем комплексам. 1. Быть правым. 2. Красиво выглядеть. 3. Контролировать ситуацию. Выход за рамки любого из этих комплексов ощущается обывателем как беспокойство или неуверенность. Если вы услышали, что неизвестная марка акустической системы звучит лучше, чем хорошо разрекламированная, поверьте своим ушам. Обычно человек в подобных ситуациях инстинктивно ищет поддержку, подтверждение своей позиции, своим взглядам. Именно в этот момент опытный продавец предложит вам рекламу или документацию со столбиком цифр, которая вас переубедит. Ощущение вновь обретенной почвы под ногами заставит вас быть благодарным.
Теперь немного о физических закономерностях. Акустическая колонка - не просто коробка с диффузором, а сложная резонансная система со своими строгими закономерностями. В частности, из двух акустических систем по низким частотам потенциально лучше звучит та, которая имеет больший размер низкочастотного диффузора. Лучше воспроизводить низкие частоты должна та система, которая имеет больший объем корпуса и не имеет щелей. Если из двух систем одной мощности одна звучит громче другой, то она хуже воспроизводит самые низкие частоты.
Если акустика объемом 2 - 5 литров действительно воспроизводит 20 Гц (чего не может быть теоретически), то она должна иметь колоссальный провал по частотам 30 . 120 Гц и иметь гудящие и невнятные низы. Субъективно лучшей в области низких частот будет компьютерная акустика, работающая от частот 60-80 Гц.
Желательно, чтобы корпус акустической системы имел неправильную форму, не содержал острых кромок и углов, не имел широких плоских панелей и переборок, способных отражать звук. При максимальной громкости звучания акустической системы не должно ощущаться дрожание корпуса (специалисты говорят, что акустика не должна потеть), не должно быть слышно призвуков и дребезга. Все щели и стыки должны быть хорошо проклеены (соединение на шурупах . нехороший признак) и, желательно, промазаны герметиком. Это, кстати, можно сделать и самостоятельно. Доработка не такая уж сложная, а позволяет выиграть от 3 до 6 ДБ в области самых низких частот. Внутрь корпуса необходимо поместить минеральную вату, синтепон или другой тонковолокнистый звукопоглощающий материал. Но немного, иначе ухудшится звучание в области низких частот.
Воспроизведение высокочастотной части спектра, вообще говоря, не проблема. Поэтому не следует особенно радоваться, если ваша акустика отличается молодецким посвистом. Однако в области высоких частот начинает сказываться направленность акустической системы. Поэтому при выборе колонок обратите внимание на угол направленности по высоким частотам, который должен быть не менее 60 градусов по горизонтали и не менее 30 градусов по вертикали.
Воспроизведение среднечастотной части спектра является самой сложной задачей, потому что, во-первых, человек лучше всего слышит именно средние частоты. Именно в этой области ухо наиболее чувствительно к временным искажениям (резонансам, послезвучанию), которые не поддаются "лечению" и ощущаются как гнусавость, носовой (французский) звук. Регуляторы тембра не помогут. Если вы убавите средние частоты . получите мало гнусавой середины, прибавите - много гнусавой середины. Но середина останется гнусавой.
Во-вторых, на средние частоты приходится область частоты раздела. В этой области работают оба динамика акустической системы: как низкочастотный, так и высокочастотный. Это приводит к характерным искажениям характеристики направленности акустической системы и также не поддается простому лечению в домашних условиях.
Теперь несколько конкретных практических советов. Нельзя правильно выбрать акустику на какой-то одной, пусть даже самой любимой, фонограмме. Собираясь в магазин за акустикой, возьмите фонограммы с собой. Подберите их таким образом, чтобы записи содержали симфоническую музыку, джаз, рок, голос (мужской и женский). Желательно фортепиано, струнный квартет и несколько фонограмм естественных, часто встречающихся звуков: шум дождя, лес, старт автомобиля.
Прежде всего, попросите выключить все эффекты, выставьте регуляторы тембра в линейку, отключите тонкомпенсацию и выставьте громкость на 90% от максимальной. При прослушивании обращайте внимание на естественность звука, а не на его красоту. Уделите особое внимание средним частотам. Середина должна быть четкой, прозрачной, чистой и разборчивой. Самые .трудные. для акустики фонограммы . фортепиано и скрипки. При прослушивании на голосе попробуйте сымитировать звучание акустики. Что вам пришлось сделать: говорить в кулак? Зажать нос? Это самый простой способ выявления временных искажений. Временные искажения также великолепно слышны на джазе, на звуках природы.
При анализе высокочастотной части спектра обратите внимание, что ее не должно быть много, не должен прослушиваться характерный хруст, указывающий на то, что ВЧ динамик работает с перегрузкой. Прослушайте акустику под разными углами, как по вертикали, так и по горизонтали. Обратите внимание, что акустика не должна стоять в углу или около стенки.
Не анализируйте низкие частоты на электронных инструментах. Никаких рок-групп. Фортепиано, барабан и орган - вот самые трудные инструменты. При прослушивании барабана обратите внимание, что низ должен быть четким, сухим и прозрачным. Не должна прослушиваться "бочка". Громкий низкочастотный звук (компьютерной акустике это не грозит) должен ощущаться всем телом, но ни в коем случае только животом. Звучание органа должно быть ровным, без призвуков, гудения и заводок. Звук не должен усиливаться со временем, "наезжать" на слушателя - это верный признак резонансов.
Прослушав спектр, обратите внимание на локализацию стереообраза.
Отсутствие правильной стереокартины - верный признак того, что акустика
несфазирована. Однако будьте осторожны: немногие ансамбли могут позволить
себе грамотного звукорежиссера и бинауральную запись. Обычно записывается
многодорожечная монозапись, которая затем рассовывается по каналам. Естественно,
ни о каком стереообразе здесь говорить не приходится. В этом случае звук
приходит не справа или слева, а из правой или левой колонки. При прослушивании
такой записи на наушники создается впечатление, что источник звука расположен
внутри головы. Эти фонограммы для тестирования не годятся!
Другие полезные статьи:
Как выбрать микросистему (обзор
микросистем) ( Микросистемы уже обогнали всю аудиотехнику по
дизайну, а теперь догоняют ее и по звуку. Всю бытовую аудиотехнику можно
условно поделить на переносную и стационарную.)
Акустические системы Hi-Fi. Ненаправленная
акустика. ( Эволюционирует само представление о том, каким должен
быть звук. Выделяются целые направления нестандартной акустики с нестандартным
звучанием. Одно из таковых - ненаправленная акустика. )
© 2024 MTONLINE.RU
Интернет-магазины